Способы разрешения конфликтов в бизнесе

Конфликты в бизнесе — обычное явление, возникающее по различным причинам (низкое качество поставляемого товара, отсутствие выплат и так далее). В идеале конфликтные ситуации разрешаются переговорами и поиском оптимального решения. Но что делать, когда добиться результатов таким путем не удалось? Какие способы разрешения конфликтов существуют? Эти вопросы стоит рассмотреть подробнее.

Конфликты в бизнесе и их составляющие

Столкновения между предпринимателями и представителями компаний условно делятся на две составляющие:

  • Досудебные разбирательства.
  • Рассмотрение дела в судебной инстанции.

Бывают ситуации, когда первый путь опускается, и дело сразу рассматривается в суде.

Первый способ разрешения конфликтов начинается с подачи претензии. Здесь стоит учесть следующее:

  • Обязательно соблюдение порядка подачи документа.
  • Претензия оформляется без привязки к каким-либо бланкам (имеет свободную форму).
  • В документе описываются все условия и требования, которые выдвигаются пострадавшей стороной.

Эта стратегия разрешения конфликтов наиболее популярна в бизнес-кругах. После составления претензии документ направляется:

  • Для компании (ООО) — по юридическому адресу.
  • Для физлица (ИП) — по месту прописки.
  • В частных случаях — по специальному адресу для корреспонденции (если он указан).

Читайте также — Международные аккредитивы: виды, плюсы, назначение

Письмо должно быть заказным с обязательным указанием вложений и уведомлением о получении. Если предъявить в процессе судебного разбирательства обычное письмо, оно никого не убедит. Также на руках должно быть уведомление, подтверждающее получение корреспонденции другой стороной.

Следующий этап этого способа — ожидание отправителем письма ответа со стороны получателя. По законодательству на это дается 15 дней. Иногда в соглашении или законодательно устанавливаются иные сроки (они должны соблюдаться). Если претензия осталась без ответа, стратегия разрешения конфликтной ситуации в бизнесе приобретает более жесткий характер.

Способы разрешения конфликтов: как обратиться в суд?

Если претензия осталась без ответа, приходится применять другие способы, один из которых — обращение в суд. Куда идти для скорого разрешения конфликта? Суд может быть:

  • Мировым.
  • Арбитражным.
  • Районным.

Сделать окончательный выбор легко, ведь каждая из судебных инстанций работает в конкретном направлении. Так, за разрешение конфликтов в бизнесе между ООО и ИП берется арбитражный суд. Когда одним из участников спорной ситуации является физлицо, рекомендуется обращаться в суд районного назначения. При этом разница в расходах может быть значительной (выражается в стоимости подачи иска). Региональные инстанции рассматривают конфликты в бизнесе, исковая стоимость по которым до 50 тысяч рублей. Остальные вопросы берет на себя мировой суд.

Следующий этап — определиться с местонахождением суда. Если истец и ответчик проживают в различных городах, решение конфликта переносится на нейтральную территорию (такой способ пользуется наибольшим спросом).

Как готовить и передавать документы?

Когда «мирные» способы разрешения конфликта исчерпаны, стоит приниматься за сбор документов для подачи в суд. Здесь стоит учесть следующее:

  • Strategiya-razresheniya-konfliktovОформляется исковое заявление, в котором прописываются спорные моменты в привязке к действующему законодательству.
  • Важно внимательно подойти к формулировке требований, ведь от этого зависит решение судьи. Никто не будет «расширять» дело — рассматриваются вопросы, указанные в заявлении.
  • Вместе с иском суд должен получить документальные доказательства, а именно акты, накладные, счета, соглашения и прочие бумаги. Также стоит добавить квитанцию и уведомление о передаче претензии.
  • Обязательно должна быть оплачена госпошлина. Пока суд не получит квитанцию, дело к рассмотрению принято не будет. При этом размер пошлины находится в прямой зависимости от стоимости искового заявления.

Отдельного внимания заслуживает и стратегия подачи документов при разрешении конфликтов. Здесь нюансы следующие:

  • Бумаги подаются в 2-х экземплярах (ответчику и суду). Если исковое заявление касается группы субъектов, число экземпляров должно быть выше.
  • Документы могут направляться по адресату несколькими способами (лично или по почте). При выборе последнего способа решение конфликта в бизнесе оттягивается на 2-3 недели.
  • Если проблема рассматривается через арбитражный суд, потребуются дополнительные документы (выписки из единого госреестра и свидетельство о госрегистрации). При этом документы должны быть направлены не только в судебную инстанцию, но и ответчику.

Что в итоге?

Судебные способы разрешения конфликтов наиболее эффективны. Но здесь не стоит рассчитывать на быстрые результаты. Первое  заседание может быть назначено только через тридцать дней, а на само рассмотрение дела уходит до 60-90 дней. При этом итог зависит от правильности сбора бумаг и оформления заявления, а также ведения линии в суде.

Полезные статьи