Хозяйственные операции по расчетному счету

В процессе деятельности некоторые ИП и практически все компании вынуждены оформлять расчетные счета. С помощью такого аккаунта можно проводить безналичные платежи, управлять имеющимися деньгами, снимать наличные и вносить средства. Со своей стороны задача бухгалтерии предприятия — контролировать хозяйственные операции по расчетному счету. Что учесть при организации учетных работ? Как проводится такая процедура?

Общие положения

Контроль хозяйственных операций по аккаунту осуществляется с помощью 51-го счета под одноименным названием «Расчетный счет». В нем по дебету фиксируются:

  • Оставшиеся деньги в кассе на начало месяца.
  • Перевод наличности из кассы организации.
  • Деньги, переданные покупателями товара, дебиторами или партнерами, а также иные транзакции.

Следующая позиция — кредит счета учета хозяйственных операций, здесь отражаются такие данные:

  • Долги компании поставщикам.
  • Средства, невыплаченные по отношению к подрядным организациям (за ранее выполненные работы).
  • Задолженности перед банковскими учреждениями, социальными структурами и другими кредиторами.
  • Наличность, переданная в кассу компании.

Хозяйственные операции по расчетному счету (кредит) отражены на 51-м счете и фиксируются в специальных журналах и в ведомости. Источником информации для изучения таких данных выступают выписки по р/с, которые были получены из банковского учреждения. При этом расчетные счета учета хозяйственных операций формируются путем анализа данных выписок с последующем отражении в двух документах:

  • Ведомости итогов.
  • Журнале-ордере.

Читайте также — Эквайринг: что нужно знать о популярной услуге?

Главным условием при внесении данных в регистр является применение одной строчки для каждой отдельно взятой выписки. При этом число заполненных строчек в ведомости и в ордерном журнале для каждого из месяцев должно быть идентичным и по количеству соответствовать числу полученных из кредитной организации выписок.

Контроль хозяйственных операций позволяет проводить:

  • Своевременно и подробно анализировать источники поступления денег на р/с компании.
  • Держать под контролем правильность применения денег.
  • Выполнять обязательства перед государством, а также хозяйственными структурами.

Зачем контролировать хозяйственные операции по расчетному счету?

Учет денежных средств на р/с — одна из ключевых и наиболее сложных задач для бухгалтерии любой компании. При этом важность контроля хозяйственных операций обусловлена возможностью решения ряда задач:

  • Проверка р/с и контроль корректности его работы.
  • Учет расчетов (своевременности и полноты), которые проводятся сотрудниками компании.
  • Определение целевой направленности выплат, а также эффективности применяемых инструментов.
  • scheta-ucheta-hozyajstvennyh-operatsijПостановка законности, обоснованности, а также корректности оформления транзакций по р/с.
  • Проверка корректности учета сделок по р/с в банковском учреждении.
  • Контроль правильности перемещения денег на р/с кредитной организации, а также корректность отражения информации на балансе организации.


Для проверки применяется:

  • Соглашение на открытие р/с.
  • Бухотчетность — отчет о движении денег, бухбаланс.
  • Статистические отчеты (о движении наличности).
  • Выписки из кредитной организации.
  • Регистры бухучета.

Счета учета хозяйственных операций периодически проверяются посредством проведения аудиторской проверки. При этом начинается все с составления плана и стратегии будущей проверки с учетом данных об субъекте и результатов различных процедур.

Что включено в состав хозяйственных сделок?

К ключевым хозяйственным операциям по расчетному счету стоит отнести (Д-т/К-т):

  • Зачисление денег на счет (из кассы) — 51/55.
  • Поступление денег со стороны учредителей — 51/75.
  • Платежи со стороны покупателей — 51/62.
  • Возврат краткосрочного займа — 51/68.
  • Передача арендной платы (при наличии арендного соглашения) — 51/76.
  • Выдача кассовой наличности — 50/51 и прочие.

В список хозопераций по расчетному счету входит несколько десятков пунктов. Все они должны быть отражены в бухотчетности (в случае проведения). В противном случае вероятен риск проблем с ФНС и иными структурами, выполняющими функции контроля.

Полезные статьи